История здания

"А что здесь было раньше — до революции?" — этот вопрос часто задают люди, впервые оказавшиеся в Школе акварели Сергея Андрияки. Действительно, этот небольшой кирпичный дом, расположенный в тихом уголке старой Москвы, на границе Басманной и Немецкой слобод, внешне напоминает волшебный замок, чудом попавший в Гороховский переулок из средневековой Европы. Это не случайно — ведь здание было возведено по заказу Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях специально для детского Приюта, и построил его в 1889 г. московский архитектор Максим Карлович Геппенер.

Первые же сведения о земельном владении, который сейчас на карте современной Москвы значится как Гороховский переулок, д. 17, относятся к началу XIX в. За два столетия этот участок сменил многих хозяев, среди которых в архивных документах указаны коллежский асессор Иван Петрович Харламов (1803 г.), губернская секретарша (т.е. жена губернского секретаря) Марья Гавриловна Добрынина (1834 г.). Половину участка по Гороховому (тогда он назывался именно так) переулку занимал небольшой ампирный деревянный особняк, выходящий узким фасадом на красную линию улицы. За домом, в глубине двора располагались служебные постройки и традиционный для московской городской усадьбы сад. В 1849 г. этой землей владеет титулярная советница Татьяна Ивановна Титова, которая, согласно документам 1874 г. — все еще хозяйка усадьбы, но значится она уже как «вдова титулярного советника».

В 1888 г. этот земельный участок со всеми его строениями уже принадлежит Евангелическому попечительству о бедных женщинах и детях, целью которого было «Доставление средств к улучшению нравственного и материального состояния преимущественно бедных женщин и детей». Попечительство финансировалось вкладами, пожертвованиями, взносами состоятельных прихожан, собранные средства шли, в том числе, и на «Устройство на общем основании школ, приютов, богаделен, лечебниц, и др. благотворительных заведений». Старики, вдовы, бедные женщины с малолетними детьми и сироты жили в богадельне на Немецкой улице, а 25 сентября 1887 г. призреваемых сирот из Богадельни переселили в особняк «швейцарского гражданина Якова Лерха» в Гороховском переулке (сегодня — д. 19).

5 июня 1888 г. в Московскую Городскую Управу от Евангелического попечительства о бедных женщинах и детях было подано официальное прошение: «Имеем честь просить… разрешить во владении нашем… Построить вновь каменное двухэтажное с подвалом… строение… Прошение подать и разрешение получить… архитектору М.К. Геппенеру». Есть и приписка: «Строение назначено для помещения в нем призреваемых малолетних детей. Архитектор Геппенер». На флюгере современного здания указан год, когда был построен Евангелический приют — 1889. К сожалению, пока не найдены источники, из которых можно было бы узнать точную дату официального открытия или освящения здания.

     

В окладных книгах Московской городской Управы есть запись, датируемая 28 мая 1901 г.: «По Гороховскому переулку каменный двухэтажный дом, на каменном подвальном этаже, с проездными воротами… Во дворе деревянное одноэтажное нежилое строение для принадлежностей. Незастроенная земля под двором и садом, дохода не приносит». По этой описи можно понять назначение каждой из построек. Так, подвал служил для хозяйственных нужд: тут были прачечная, кладовая, камера водяного отопления, здесь же жил дворник. На первом этаже находились парадная зала, три жилых комнаты, объединенных коридором, кухня и туалеты. Одно полуокно выходило в сквозной проезд. На втором этаже размещались квартира воспитательницы, спальни и учебные классы. Во дворе, кроме хозяйственных построек, имелся колодец.

Спустя несколько лет Евангелическое попечительство о бедных женщинах и детях смогло достроить здание и расширить его полезную площадь. Работы велись по проекту и под наблюдением техника архитектуры Артура Федоровича Карста. В 1909 г. к основному зданию пристраивается «каменный одноэтажный с полуподвалом жилой флигель», над которым спустя год возводится надстройка (сохранившиеся элементы карниза второго этажа бережно сохранены и вписаны сейчас в интерьер современного здания Школы акварели). В полуподвальном помещении оборудовали ванную комнату — «умывальню и душ». На первом этаже пристройки, соединившей основное здание и деревянное строение для хозяйственных нужд, находилась приемная для посетителей («ожидальня»). В соседней комнате разбирались дела просителей, обращающихся за помощью к Попечительству. Приют теперь располагал своим лазаретом, палаты и приемный покой которого разместили на втором этаже нового флигеля.

В приют принимались «бесплатно живущими» и получали полный пансион «дети обоего пола, евангелического исповедания» от 2-х до 9-ти лет. Но жили здесь не только круглые сироты, но и дети бедных родителей — русских и немецких подданных. Распорядок дня был следующий: «в 7 часов утра дети встают и убирают постели; в 8 ½ часов получают молоко с хлебом; от 10 до 12 ведутся занятия, в 12 ½ час. дается обед, в 4 часа молоко и в 7 часов вечера ужин. Вечером занятий не производится, и дети занимаются разными рукоделиями. В 8 часов вечера дети ложатся спать». Воспитанники приюта находились на полном содержании Дамского попечительства о бедных женщинах и детях. Здесь они жили круглый год, обучаясь письму, чтению (на русском и немецком языках) и счету. 

Тихую и размеренную жизнь приюта прервал 1914 г., принесший в Россию грандиозные потрясения. Война с Германией повлекла за собой усиление агрессивных антинемецких настроений, следствием которых стали прокатившиеся по Москве и всей России погромы. Грабежу и мародерству подверглись не только крупные промышленники, банкиры, юристы и хозяева торговых домов с немецкими фамилиями, но и жилища, конторы небогатых московских немцев. Толпы погромщиков «не обошли вниманием» даже богоугодные заведения. Так, в Немецкой слободе от беспорядков пострадали Богадельня для вдов, здание Евангелического общества и дом его директора на Немецкой улице… Несколько квартир и особняков в Гороховском переулке (№ 21 — дом Э.Э. Виллера «Фабрика Художественных работ из разных металлов », № 26 — дом Р.Д. Зейберта «Торговля сукном и шелком», № 15 — дом И.Д. Берензона, где проживали немецкие подданные Бауэр и Кук…) также были разгромлены.

Евангелический приют для сирот (дом № 17) избежал этой участи, но по заявлению графини Прасковьи Сергеевны Уваровой о том, «что в Евангелической школе, находящейся в Гороховском переулке, в д. № 17, воспитывают детей в немецком духе», попечитель Московского учебного округа распорядился провести тщательное расследование. Директор Народных училищ Н.А. Веригин в отчете указывал, что дети от 7 до 9 лет содержатся в приюте в почти семейной обстановке за счет Попечительства круглый год, обучаются чтению и письму на русском и немецком языках. Все 34 воспитанника — дети русских подданных. По сохранившемуся в историческом архиве (ЦИАМ) деле «О приюте, содержимом Евангелическим Попечительством 12.06.1915- -1.12.1915» можно предположить, что расследование закончилось закрытием приюта, скорее всего в начале следующего, 1916 года.

История здания после революции пока не написана. Удалось установить, что в 1923 г. в здании размещался Детский дом для питания, с 1940 г. его пользователем был Мособлпромсовет, с 1972 г. – Архитектурно-планировочное Управление Мособлсовета. До конца 90-х годов XX века здесь находились Мастерские архитектурно-художественного фонда при Областном союзе художников и Московский областной художественный фонд.

Во второй половине 1990-х годов мастерская № 9 Института «Спецпроектреставрация» под руководством архитектора Олега Игоревича Журина придала зданию, построенному М.К. Геппенером, его нынешний вид. Оно было достроенного вглубь владения, на боковых фасадах были повторены сохранившиеся неоготические элементы исторической части дома. За высокое качество проекта «Школа классической акварели» О.И. Журин был награжден по итогам Конкурса на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды города Москвы, завершенных в 1999 году. Рабочие материалы, созданные реставраторами, были переданы ими в фонд музейно-выставочного комплекса Школы акварели Сергей Андрияки на постоянное хранение.

 

Новости и события

22.06.2017

Выставка Анны Полинской

С 29 июня в выставочном зале "Тушино" можно будет увидеть работы художника-педагога Школы акварели Анны Полинской.

15.06.2017

Последний концерт в рамках выставки "Наша армия, наши победы"

Дорогие друзья! Приглашаем вас 24 июня на вечер фортепианной музыки с участием скрипки и вокала. Начало в 16.00.

13.06.2017

Выставка "Старые русские города"

В Москве открылась еще одна выставка работ Сергея Андрияки.

13.06.2017

Концертный сезон продолжается!

В июне в рамках выставки "Наша армия, наши победы" пройдет серия концертов военной тематики.

13.06.2017

Выпускной вечер детских и взрослых учащихся платных групп

8 июня в Школе акварели прошел выпускной вечер основного курса отделения платных дополнительных образовательных услуг учащихся Школы акварели.

10.06.2017

Выпускной вечер учащихся бюджетного отделения

7 июня 2017 года в Школе акварели состоялся выпускной вечер учащихся бюджетного отделения.